Экологические игры для развития речи дошкольника.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях
природы, формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей
природой, но и способствуют речевому развитию детей. Вам предлагаю подборку игр.
Экологическое лукошко
«Аптека Айболита».
Цель игры: сформировать представления играющих о лекарственных растениях и их
использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Взрослый загадывает детям загадки о
лекарственных растениях. Играющий находит в лукошке иллюстрацию (или просто
сказать, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленным доктором».
Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.
«Я еду в деревню».
Ребенок объявляет «Я еду в деревню и беру с собой…». Взрослый предлагает
любое слово (предмет, а ребенок должен объяснить, зачем ему данный объект в
деревни).
Конечный пункт путешествия периодически
меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать, в лес
для пикника и т .д.
«Рыбы — птицы — звери».
Материал: мяч.
Взрослый бросает мяч ребенку и
произносит слово «птица». Играющий, поймав мяч,
должен подобрать видовое понятие, например, «воробей».
«Угадай, кто я?».
Играющие загадывают себе образ, но не
называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею…» (действие изображается при
помощи пластики.)
Играющие должны отгадать и назвать
изображённое действие. «А ещё я умею…» —
говорит ребёнок-ведущий и показывает следующее движение. После изображения 3-4
функций играющие отгадывают объект.
Например: прыгать, катиться, лежать… (мячик).
Если играющие назвали
объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается
вспомнить, для кого эти функции характер.
Игра «Хорошо – плохо».
Цель игры: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы,
животных и растениях. Умение рассуждать.
Взрослый предлагает ребенку разные
ситуации, а он делает умозаключения,например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и
так далее.
Например: мороз, это хорошо, потому что легко
дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо
заливать и т. д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго
гулять и т. д.
Усложнение — задать детям «точку зрения», с позиции которой они будут
обосновывать свои доводы. Например, когда дождь — это хорошо или плохо для
дерева, кошки и т. д.
«Что это такое?».
Эта игра упражняет
детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы. Рассказывать
признаки предметов.
Ребенок загадывает предмет живой или
неживой природы, начинает перечислять его
признаки.
«Какая, какой, какое?».
Цель игры: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
Взрослый называет
слово (объект живой и неживой природы, а ребенок подбирает как можно больше
признаков, соответствующих данному предмету.
Например: белка – рыжая, шустрая, маленькая,
пронырливая…
«Ясли – сад».
Цель игры: закрепить употребление существительных единственного числа в творительном
падеже. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
Описание игры:
На поляне ясли - сад,
Он для маленьких
зверят.
Здесь зверят не
обижают,
В сад их мамы
провожают.
Вот прибежала волчица с …. (волчонком).
И прискакала бельчиха
с … (бельчонком),
Прыгает быстро зайчиха
с … (зайчонком),
Катится рядом ежиха с … (ежонком).
Тихо крадется лисица с
… (лисенком),
Топает громко лосиха с
… (лосенком),
Шествует важно тигрица
с … (тигренком),
Мама-медведица здесь с … (медвежонком).
Вот с барсучонком
шлепает тихо
Еле заметно мать - … (барсучиха).
Наливает повар – белка
Суп и кашу всем в
тарелки.
Чем кормить зверяток
нужно
И на завтрак, и на
ужин?
Игра «Я знаю 5 …».
Цель игры: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного
вида. Развивать умение
объединять предметы по общему признаку.
Ребенку предлагается называть по 5
объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы),
который выбирает взрослый. Ребёнок,говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка).
«Вопрос – ответ».
Эта игра направлена на развитие у детей умения отвечать на поставленные вопросы. Проявлять
находчивость, сообразительность.
Игровые действия:
Взрослый задаёт
вопросы, а ребенок отвечает
Вопросы:
1. Почему человек назад
оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).
2. От чего кошка бегает? (не умеет летать).
3. Каким гребнем голову не
причешешь? (петушиным).
4. Сколько яиц можно съесть
натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).
5. От чего гусь плавает? (от берега).
6. Чем до неба докинешь? (взглядом).
7. По чему собака бегает? (по земле).
8. Что можно увидеть с закрытыми
глазами? (сон).
9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).
10. За чем во рту язык? (за зубами)
11. У кого есть шапка без головы, нога
без сапога? (у гриба).
Комментариев нет:
Отправить комментарий