воскресенье, 14 марта 2021 г.

 

Экологические игры для развития речи дошкольника.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личностиЭкологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой, но и способствуют речевому развитию детей. Вам предлагаю подборку игр.

 

Экологическое лукошко

«Аптека Айболита».

Цель игры: сформировать представления играющих о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Взрослый загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Играющий находит в лукошке иллюстрацию (или просто сказать, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленным доктором».

Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы«Цветы луговые»«Первоцветы»«Ягоды»«Грибы» и др.

 

«Я еду в деревню».

Ребенок объявляет «Я еду в деревню и беру с собой…». Взрослый предлагает любое слово (предмет, а ребенок должен объяснить, зачем ему данный объект в деревни).

Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать, в лес для пикника и т .д.

 

«Рыбы — птицы — звери».

Материал: мяч.

Взрослый бросает мяч ребенку и произносит слово «птица». Играющий, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей».


«Угадай, кто я?».

Играющие загадывают себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит«Я умею…» (действие изображается при помощи пластики.)

Играющие должны отгадать и назвать изображённое действие. «А ещё я умею…» — говорит ребёнок-ведущий и показывает следующее движение. После изображения 3-4 функций играющие отгадывают объект.

Например: прыгать, катиться, лежать… (мячик).

Если играющие назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается вспомнить, для кого эти функции характер.


Игра «Хорошо – плохо».

Цель игры: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Умение рассуждать.

Взрослый предлагает ребенку разные ситуации, а он делает умозаключения,например«Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?»«В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?»«Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?»«Снежная зима – это хорошо или плохо?»«Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?»«Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?»«У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?»«Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т. д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т. д.

Усложнение — задать детям «точку зрения», с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь — это хорошо или плохо для дерева, кошки и т. д.

 

«Что это такое?».

Эта игра упражняет детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы. Рассказывать признаки предметов.

Ребенок загадывает предмет живой или неживой природы, начинает перечислять его признаки.

 

«Какая, какой, какое?».

Цель игры: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Взрослый называет слово (объект живой и неживой природы, а ребенок подбирает как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Например: белка – рыжая, шустрая, маленькая, пронырливая…

 

«Ясли – сад».

Цель игры: закрепить употребление существительных единственного числа в творительном падеже. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Описание игры:

На поляне ясли - сад,

Он для маленьких зверят.

Здесь зверят не обижают,

В сад их мамы провожают.

Вот прибежала волчица с …. (волчонком).

И прискакала бельчиха с … (бельчонком),

Прыгает быстро зайчиха с … (зайчонком),

Катится рядом ежиха с … (ежонком).

Тихо крадется лисица с … (лисенком),

Топает громко лосиха с … (лосенком),

Шествует важно тигрица с … (тигренком),

Мама-медведица здесь с … (медвежонком).

Вот с барсучонком шлепает тихо

Еле заметно мать - … (барсучиха).

Наливает повар – белка

Суп и кашу всем в тарелки.

Чем кормить зверяток нужно

И на завтрак, и на ужин?


Игра «Я знаю 5 …».

Цель игры: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Ребенку предлагается называть по 5 объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы), который выбирает взрослый. Ребёнок,говорит«Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка).

 

«Вопрос – ответ».

Эта игра направлена на развитие у детей умения отвечать на поставленные вопросы. Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Взрослый задаёт вопросы, а ребенок отвечает

Вопросы:

1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2. От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5. От чего гусь плавает? (от берега).

6. Чем до неба докинешь? (взглядом).

7. По чему собака бегает? (по земле).

8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий